7 июля 1937 г. произошел очередной "инцидент" в отношениях между Японией и Китаем - т.н. "инцидент на мосту Марко Поло" или, по-китайски, "инцидент на мосту Лугоуцяо" (盧溝橋事變).
Мост Лугоуцяо, вид с воздуха. 1937 г.
Спойлер (раскрыть)
Вкратце о сути "инцидента" - во время ночных манёвров японские солдаты открыли учебную стрельбу холостыми патронами. Расположенная на линии демаркации между Китаем и Японией китайские солдаты восприняли это как атаку и ответили со своих позиций. Перестрелка закончилась тем, что наутро японцы заявили, что в ходе ночного столкновения японская сторона потеряла офицера и семерых солдат, обвинив в этом китайскую сторону.
Началось следствие. К 11 июля выяснилось, что пропал только один японский солдат, да и тот нашелся через пару дней - ночью в суматохе он заблудился, и пока его отыскали, пока выяснили, кто он... В общем, потеряшка нашелся, был передан в часть, подписан протокол о возврате "заблудшей овцы". Но за это время японцы успели подтянуть к Пекину более 20 тыс. солдат, танки и авиацию. Терять было нечего - война началась.
Таких инцидентов со времен, прошедших после поражения империи Цин в 1-й японо-китайской войне (1894-1895), происходило по несколько штук в год. Нападения японских войск, бомбардировки, диверсии сопровождались обвинениями японской стороны в адрес китайцев, и завершались стандартными требованиями извинений, компенсаций и уступок. И, по большей части, находившийся в тяжелом положении Китай принимал требования Японии, раз от разу становившиеся все более наглыми и беспардонными.
Японские артиллеристы обстреливают крепость Ванпин у моста Лугоуцяо, июль 1937 г.
Так и в этот раз - никто не подозревал, что "инцидент на мосту Марко Поло" будет развиваться по совершенно иной схеме! Чан Кайши принял решение оказать сопротивление всеми силами Центрального правительства в Нанкине. Главный расчет строился на максимальное использование благоприятной внешнеполитической обстановки - Чан Кайши стремился использовать древнюю стратагему и и чжи и (以夷治夷) или "руками варваров покорять варваров".
Флагман 3-го флота броненосный крейсер "Идзумо", ошвартованный на р. Хуанпу напротив японского консульства в Шанхае. Лето 1937 г.
Уже 29 июля японские войска полностью оккупировали Пекин и стали продвигаться на юг. Но ожесточенное сопротивление китайских войск привело к тому, что наступление забуксовало. Нужно было оригинальное стратегическое решение, чтобы дать возможность Японии закончить войну быстро и, по возможности, максимально эффектно.
И тогда 9 августа 1937 г. под Шанхаем произошел т.н. "инцидент Ояма" (大山事變).
Машина лейтенанта Ояма на въезде на авиабазу Хунцяо и члены Международной комиссии. 9-12 августа 1937 г.
Спойлер (раскрыть)
Вкратце о сути "инцидента" - лейтенант морской пехоты Ояма Исао въехал на машине в ворота китайской военной авиабазы Хунцяо и был остановлен китайским часовым. После непродолжительной перепалки лейтенант выстрелил в часового, но был убит ответным огнем охраны авиабазы. Был убит и водитель машины - матрос 1-й статьи Сато Ёдзо. Японцы потребовали извинений и компенсаций, а также отвода всех китайских войск от Шанхая - ведь война не была еще объявлена официально! А 13 августа 1937 г. в 15:00 по шанхайскому времени японская морская пехота начала наступление на китайские позиции в Шанхае у моста Бацзыцяо.
Жители Международного сеттльмента смотрят на горящий Шанхай с крыш домов сеттльмента. Август-ноябрь 1937 г.
Никто из тех, кто затевал все это, и подумать не мог, что "инциденты" на мосту Марко Поло и авиабазе Хунцяо затянутся до 1945 г. и приведут к совершенно непредсказуемым последствиям.
Солдаты НРА, сражающиеся в условиях подрыва дамб на Хуанхэ, лето 1938 г.
Но этой войне, унесшей жизни более 20 млн. человек, "не повезло" - ее заслонили сначала начало Второй Мировой войны (1939-1945), а затем - нападение Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г., с которого началась война на Тихом океане. Сражения у Мидуэя и на Гуадалканале, в заливе Лейте и на Иводзиме полностью затмили героическую оборону Шанхая и славную победу под Тайэрчжуаном, кошмар Нанкинской резни и ужасы "рисовых наступлений".
Стены крепости Ванпин до сих пор хранят следы обстрела лета 1937 г. А на каменных блоках, установленных у их подножия, высечена трагическая летопись войны Сопротивления.
Эта тема посвящается тем, кто воевал в этой войне, кто отдал свою жизнь за свободу и независимость своей страны, и кто сделал все, что было возможно, чтобы остановить распространение войны на Дальнем Востоке.
Часто можно встретить недоумение - мол, что за воины из китайцев, когда они такую маленькую Японию завалить не смогли? Как говорят в таких случаях, мол, в цирке зайца курить учат, и из любого народа можно выучить воинов.
Но размеры территории и воинственность населения к современному военному делу имеют очень небольшое отношение.
Спойлер (раскрыть)
Вспомним, что в 1911 г. в Китае началась Синьхайская революция, которая не закончилась с отречением маньчжурской династии в феврале 1912 г. Гражданская война раздирала страну на части. Фактически, Китай превратился в конгломерат самостоятельных провинций, возглавляемых местным дуцзюнем (督军) или дубанем (督办), опиравшимся на собственные провинциальные силы и лишь номинально подчинявшиеся Бэйянскому правительству в Пекине.
Основные выделившиеся регионы - северо-восток (Маньчжурия или, как в связи с фактической утратой маньчжурского языка и полном преобладании китайского населения в Маньчжурии стали называть регион - Дунбэй 东北), где правил Чжан Цзолинь (до 1928 г.), и далее - его сын Чжан Сюэлян, Шэньси, где правил Ян Сишань, Гуандун, где воцарился Сунь Ятсен (многие безосновательно считают его "китайским Лениным"), Фуцзянь, где закрепился Чэнь Цзюнмин, Шаньдун, где правил Чжан Цзунчан, младший союзник Чжан Цзолиня, Центральный Китай, который контролировал У Пэйфу, Синьцзян, где не без поддержки СССР у власти в 1930-х оказался Шэн Шицай (но ему приходилось воевать против мусульман клана Ма, постоянно пытавшимися захватить власть над районами, населенными мусульманами), области во Внутренней Монголии, где некоторое время держался "розовый маршал" Фэн Юйсян, Юньнань со своими милитаристами, имя коим - легион, и Сунь Чуаньфан, удерживавший Чжэцзян.
Фактически, в 1927 г. Чан Кайши, сменивший на посту лидера Гоминьдана скончавшегося в марте 1925 г. от рака Сунь Ятсена, сумел лишь формально объединить Китай. Окончательное признание местными лидерами власти Нанкинского правительства растянулось еще на 2 года.
Все время с 1911 по 1927 гг. война не прекращалась ни на год. Слабая китайская промышленность лишь в незначительной степени смогла окрепнуть в период ПМВ, поставляя продовольствие и товары легкой промышленности странам Антанты. Но затем, после провального для Китая участия в Парижской мирной конференции ситуация стала ухудшаться - Япония получила свободу действий в Китае и США со своей политикой "открытых дверей" не смогла ничего предпринять против фактически полного контроля японским капиталом бизнеса в Маньчжурии (95% вложений в Маньчжурию в те годы - японские).
Фактически, к "золотому нанкинскому десятилетию" (1927-1937) Китайская Республика, несмотря на формальную победу Гоминьдана, пришла в состоянии, худшем, чем Советская Россия - к моменту образования СССР. Отсутствовала единая армия, флот представлял собой набор устаревших и обветшавших кораблей, в стране свирепствовал голод, количество образованных людей в огромной стране было околонулевым, промышленность находилась в зачаточном состоянии. К тому же в стране продолжалась гражданская война - в результате окончательного разрыва между Гоминьданом и КПК в 1927 г. карательные походы НРА на территорию, контролируемую КПК (Советские районы) продолжались до самого начала войны с Японией.
В таком виде у Китайской Республики не было ничего из того, что позволило бы ей нормально подготовиться к войне. Но война началась. Началась именно поэтому - Япония понимала, что если Гоминьдан укрепит свою власть (для чего Чан Кайши сумел, например, выключить из массовой борьбы рабочий класс, пойдя на весьма своеобразный компромисс с рабочим движением), то США и Англия не пожалеют денег, чтобы создать из него противовес ее усилившейся в АТР позиции.
Основные группы милитаристских клик на территории Китайской Республики по состоянию на 1925 г.
Синие - Гоминьдан и его союзники.
Розовые - все прочие.
К моменту начала "золотого Нанкинского десятилетия" НРА прошла первый этап своего становления в качестве вооруженных сил Центрального правительства.
16 июня 1924 г. Сунь Ятсен в школе Вампу. За спиной генералиссимуса стоят слева направо Хэ Инцин (будущий военный министр Китайской Республики), начальник школы Чан Кайши и его заместитель Ван Болин.
Спойлер (раскрыть)
Ядро этой армии составляли армии местных милитаристов, собиравшихся в Гуанчжоу в первой половине 1920-х годов под знамена Сунь Ятсена. Это были не крупные военные лидеры типа Чжан Цзолиня или Сунь Чуаньфана, а своего рода "милитаристы-неудачники", вытесненные более сильными конкурентами из своих провинций и пришедшие к Сунь Ятсену, как альтернативному центру силы. Сами вооруженные силы Сунь Ятсена (т.н. "кантонские войска") были довольно слабы и находились под началом генерала Сюй Чунчжи, довольно бесцветной фигуры. Поэтому присоединившиеся к Сунь Ятсену "интерпровинциальные" войска быстро оттеснили от ключевых кормушек кантонских военачальников. Особенно влиятельной стали юньнаньские генералы, опиравшиеся на довольно хорошо обученные и вооруженные части. Пришельцы заняли все хлебные места и должности и собирали налоги с населения на содержание своих войск.
Сунь Ятсен совершенно ничем, кроме отсутствия сильного иностранного покровителя, от других милитаристов не отличался. Он планировал, опираясь на "интерпровинциальные войска", совершить Северный поход и, разгромив Бэйянское правительство и поддерживавших его милитаристов (в стране, фактически, боролись за власть 3 силы - чжилийская и фэнтяньская клики милитаристов, поочередно ставившие "карманного" президента в Пекине, и Сунь Ятсен, пытавшийся преобразовать Китай в соответствии со своими теориями, но завоевав власть чисто военным методом). Длительный зондаж ряда китайских милитаристов членами Коминтерна и советской разведки выделили ряд ключевых фигур, с которыми СССР должен был сотрудничать в целях обеспечения безопасности своих восточных рубежей.
Таковыми оказались Сунь Ятсен, Фэн Юйсян, Шэн Шицай и, как это странно ни звучало бы, Чжан Цзолинь. С Чжан Цзолинем не задалось - И. В. Сталин правильно говорил, что СССР не может купить себе союзников, т.к. наши враги все равно заплатят больше. Шэн Шицай был союзником, которого постоянно следовало спасать (чем РККА и войска НКВД периодически занимались до середины 1930-х, укрепив его власть в Синцзяне и заложив основы не только для обеспечения безопасности границ СССР, но и для начала нормального двустороннего торгового обмена). Фэн Юйсян, блокируясь с другими "либеральными" лидерами, не представлял собой самостоятельной силы. Оставался Сунь Ятсен. Именно на него пролился серебряный дождь советской помощи в виде 2 млн. мексиканских долларов - самой устойчивой валюты в Китае тех лет. И именно ему досталась львиная доля советской военной помощи.
Одним из доверенных лиц Сунь Ятсена был артиллерийский унтерок еще цинской армии Цзян Цзеши (более известный по диалектному произношению его имени как Чан Кайши), сложная личность с очень темным прошлым. Учился в военном училище Японии, якшался с Цинбан (пресловутая китайская мафия - эта конкретно была сильна в Шанхае), разными хитрыми махинациями и денежными подношениями добился в ходе революции чина полковника, затем примкнул к Сунь Ятсену, став его верным учеником, при этом, поскольку генералиссимус постоянно находился в положении голого короля, не имея средств оплатить услуги "интерпровинциальных войск", добывал для него деньги разными способами - в т.ч. играя в казино Шанхая в рулетку, карты, участвуя в рэкете Цинбан.
Можно попробовать оценить по этой характеристике, что представляло собой остальное окружение генералиссимуса Сунь Ятсена, если прибывший в 1925 г. в Гуанчжоу в качестве военного советника выдающийся советский военачальник В. К. Блюхер оценил Чан Кайши как наиболее выдающегося из китайских революционных лидеров!
Просто продавать Сунь Ятсену оружие СССР не хотел. Надо было получить большой, спокойный внутри себя и дружественный по отношению к СССР Китай. Для этого было решено помочь генералиссимусу в превращении весьма рыхлого и недееспособного политического образования под названием Гоминьдан в настоящую революционную партию, и в создании "партийных войск". При содействии СССР было поставлено единообразное вооружение (10 тыс. винтовок Арисака, японские полевые и горные орудия) и выделены кадры и средства для создания военного училища, которое и было открыто в 1924 г. на острове Хуанпу (местное произношение - Вампу) в дельте Жемчужной реки. По имени острова "школа Вампу" вошла в историю. При школе были созданы "партийные войска" в виде двух пехотных полков с артиллерией и пулеметами. Эти войска не были никоим образом связаны со старыми милитаристскими кликами. Курсанты проходили в них практику соответственно своей военной специальности. Кроме того, в школе и "партийных войсках" велась целенаправленная политработа, разъяснявшая курсантам и бойцам принципы учения Сунь Ятсена (чжуншаньчжуи 中山主义). При этом четко указывалось, что чжуншаньчжуи - это не коммунизм. Как наиболее подходящего кандидата на руководство школой при содействии советских военных советников утвердили ... Чан Кайши.
Так Чан Кайши стал обладателем тех самых первых боеспособных полков НРА, заложивших основу его военного лидерства.
"Партийные войска" (термин из документов Блюхера, поэтому далее без кавычек) были ядром новой армии. К ним присоединили "интерпровинциальные" и кантонские войска после того, как весной 1925 г. был подавлен мятеж юньнаньцев. Возникли споры, как строить новые вооруженные силы, чтобы разбить других милитаристов.
Солдаты НРА в Гуанчжоу. Начало 1930-х гг. Фото немецких военных советников.
Спойлер (раскрыть)
Многие впали в экстаз от победы, которую и не ждали (если бы не группа советских военных советников, ставших моральным ядром сопротивления Гоминьдана, скорее всего, повторилась бы история с мятежом Чэнь Цзюнмина, когда генералиссимус Сунь Ятсен сбежал на канлодку "Юнфэн", обстрелял взбунтовавшийся город и, видя, что никто не собирается сдаваться, храбро сбежал в Шанхай, откуда его потом просили вернуться кантонские генералы, выбившие через некоторое время мятежного коллегу в пограничные районы Фуцзяни). Началась гигантомания. Требовали океанского флота с подводными лодками.
В результате Блюхер переломил настроения, указав на реальные возможности. Стали строить дивизии по системе 3:3:3 (три полка по три батальона по три роты). Численности были соответствующие - в роте порядка сотни, в батальоне - ок. 300, в полку - порядка тысячи. Дивизия насчитывала около 2,5-3,5 тыс. штыков. Артиллерии и пулеметов было мало, войска не умели их использовать.
Учились в боях. Партийные войска благотворно подействовали на массу "старых" войск, пришедших в Гуанчжоу из других провинций или набранных на месте еще при Сунь Ятсене. Моральная устойчивость и понимание целей борьбы повысило боеспособность войск. В 1926 г. Народно-Революционная Армия успешно провела наступление на Север. Часть милитаристов предпочла вступить с НРА в союз. Это резко увеличило силы армии, но снизило ее революционный потенциал и усложнило организационные формы.
После 1927 г., в связи с контрреволюционным переворотом в Гоминьдане, произошел разрыв Гоминьдана и СССР. Блюхер с трудом сумел уехать на родину, жена представителя Коминтерна М. Бородина выбиралась из Китая как в шпионском фильме - с переодеваниями и погонями. Консульство СССР в Гуанчжоу было разгромлено, консул Хассис и еще ряд сотрудников консульства были убиты.
После этого Чан Кайши, возглавивший Гоминьдан, при помощи Цинбан истребил рабочие дружины Шанхая, немало сделавшие для перехода города под власть Гоминьдана и пригласил немецких советников, чтобы не остаться без военной помощи.
Но Германия могла только обучать войска - оружия не хватало. Первые годы германо-китайского военного сотрудничества мало что дали для перевооружения НРА. Проблемы предстояло решать, но не хватало денег и политической стабильности. Так началось "золотое Нанкинское десятилетие", оказавшееся далеко не таким золотым, как представлялось сначала.
"Золотое Нанкинское десятилетие" (1927-1937) было золотым только по пышному и явно льстивому названию - война в Китае не прекращалась. Изменилось распределение власти - с Чан Кайши, как обладателем более или менее боеспособных сил, считались больше, чем с Бэйянским правительством, превратившемся в ширму той или иной милитаристской группировки, спонсировавшей (в прямом смысле) очередного президента.
Слева - флаг Бэйянского правительства. Справа - флаг Гоминьдана.
Генералиссимус и "маршалёнок (Раскрыть)
Летом 1928 г. погиб Чжан Цзолинь - будучи тесно связанным с Японией, он попытался передать право на строительство сразу 5 (ПЯТИ) железнодорожных веток американцам. Поскольку и до этого он хотел проявлять большую самостоятельность, чем разрешали его японские хозяева (например, пытался договориться о сотрудничестве с СССР в 1924 г.), его просто убрали. Он стал не нужен. Его сын, Чжан Сюэлян, носивший уничижительное прозвище "маршалёнок", был наркоманом. Он казался гораздо более управлемой фигурой, и японцы немало поспособствовали тому, чтобы у трона поверженного "хунхузского маршала" (в молодости Чжан Цзолинь был вожаком хунхузов) схватка за престол развивалась контролируемо и привела на трон "маршалёнка". При "маршалёнке", тем не менее, оставался постоянным советником подданный британской короны, австралиец Дональд.
Памятуя, до чего довела отца политика "близкой дружбы" с японцами, "маршалёнок" сумел прикинуть, что если Чан Кайши предлагает покориться, лучше не артачится, а признать его власть номинально, выторговав у Чан Кайшин максимум преференций. И договорился о "смене флагов" - с января 1929 г. над Дунбэем должны были взвиться синие знамена Гоминьдана с белым солнцем вместо пятицветных флагов Бэйянского правительства.
Свою власть над войсками, достигавшими примерно 300 тыс. чел. списочного (!) состава, "маршалёнок" сохранил. Но с неким негласным условием - помощи от войск Центра он не получает, а обходится тем, что имеет под рукой. К чему это привело в ходе конфликта на КВЖД в 1929 г. - всем известно.
Но эпопея со "сменой флага", приведшая к укреплению влияния Нанкина в Маньчжурии, была не последней - продолжалась постоянная борьба против КПК, создавшей собственные вооруженные силы, получившие название Китайской Красной Армии. Периодически восставали милитаристы, признавшие было власть Гоминьдана. Так, в самый разгар конфликта на КВЖД в стране произошло несколько крупных региональных выступлений, в т.ч. на "старой революционной базе" в Гуанчжоу, причем бунтовал даже такой лояльный Гоминьдану в ходе Северного похода полководец, как Чжан Факуй!
В феврале 1930 г. известный и влиятельный милитарист Янь Сишань, долго остававшийся "над схваткой", потребовал отставки Чан Кайши. В ответ на это на съезде Гоминьдана был исключен из партии главный политический конкурент Чан Кайши - Ван Цзинвэй. Янь Сишань стал военным лидером антигоминьдановского выступления, а Ван Цзинвэй - политическим знаменем этого движения, объединившего многих региональных милитаристов.
Т.н. "война Центральных равнин" продлилась до сентября. Пользуясь своим центральным относительно баз противника положением, Чан Кайши удачно действовал по внутренним операционным линиям и быстро усмирил южан. Янь Сишань сумел занять Пекин и провозгласил в нем создание нового правительства, тут же объявившее правительство в Нанкине нелегитимный. Янь Сишань, имевший незатронутую смутой 1920-х годов армию, хорошую промышленную базу в виде Тайюаньского арсенала (построен в 1912 г.), и сравнительно стабильную экономику провинции Шаньси, не пострадавшую в ходе гражданской войны, занял не только Пекин, но и Шаньдун, создав угрозу Нанкину с северо-востока. Хорошо обученный "гоминьцзюнь" (т.н. "национальная армия" бывшего симпатизанта СССР "розового маршала" Фэн Юйсяна), поддерживаемый войсками Янь Сишаня, мог нанести смертельный удар Чан Кайши, но тут сыграла свою роль "полюбовная" договоренность между "маршалёнком" и Чан Кайши - в критический момент "маршалёнок" атаковал беззащитный тыл северных милитаристов и быстро разгромил войска Фэн Юйсяна, после чего Янь Сишань предпочел отступить в Тайюань, оставив Пекин. Все равно, Ван Цзинвэй проявил себя не с лучшей стороны - оказавшись главой правительства в Пекине, он не смог выдвинуть жизнеспособной и привлекательной для всех антигоминьдановских сил программы, и удержание Пекина в этих условиях становилось бессмысленным.
Чан Кайши выиграл за счет помощи "маршалёнка", укрепив свои позиции в Центральном и Южном Китае, но и "маршалёнок" прибавил в весе - понимая, что выступление против Нанкина не пойдет им лично на пользу, Фэн Юйсян и Янь Сишань отдались под покровительство Чжан Сюэляна, усилив его позиции в руководстве страной.
Завершение войны Центральных равнин не означало автоматического завершения периода нестабильности в Китае.
Солдаты 29-го полка императорской армии Японии на позициях у Западных ворот Мукдена, сентябрь 1931 г.
Спойлер (раскрыть)
Так, 18 сентября 1931 г. произошел т.н. "Мукденский инцидент", по результату которого в марте 1932 г. было создано марионеточное прояпонское государство "Маньчжурская империя" на территориях Дунбэя (Маньчжоу диго 滿洲帝國), во главе которого был поставлен последний цинский император Пуи, "правивший" под девизом Сюаньтун (宣統) с 2 декабря 1908 г. по 12 февраля 1912 г. (отречение матери за Пуи произошло в феврале 1912 г.).
Что характерно - Чан Кайши использовал эти события для ослабления позиций Чжан Сюэляна, не оказав ему помощи против японской экспансии. Войска "маршалёнка" оказали достаточно упорное, но разрозненное сопротивление - оказать организованное полномасштабное сопротивление Чжан Сюэлян побоялся. Он предпочел отступить на запад, оставив японцам значительные территории. Многие высокопоставленные чиновники и генералы из его окружения перешли на сторону нового режима.
А Чан Кайши в это время делал шаги по усилению своих вооруженных сил - так, в 1932 г. он создал "морское Вампу" - Минно-Торпедную школу, базировавшуюся на Цзянъинь на Янцзы. Это были его личные ВМС - традиционно ВМС КР делились на 4 эскадры, контролировавшиеся выпускниками военно-морского училища в Фучжоу (т.н. "клика Минь" 闽系军阀, унаследованная со времен империи Цин):
1-я (Шанхай) - эскадра крейсеров, наиболее крупные корабли флота были сведены в эту эскадру. Командир - адмирал Чэнь Цзилян (легендарный адмирал, проведший в 1919-1920 гг. отряд канонерок из Шанхая на Сунгари, что послужило основой для создания Сунгарийской флотилии).
2-я (Шанхай) - эскадра речных канонерок, способных действовать в прибрежных районах.
3-я (Циндао) - эскадра морских судов разного класса (в т.ч. приобретенных у белоэмигрантов), в т.ч. перестроенных в гидроавиатранспорты гражданских судов. Командир - адмирал Шэнь Хунле (тот самый, который не сумел обеспечить оборону Сунгари в ходе конфликта на КВЖЛ, потерпев поражения у Лахасусу и Фугдина).
4-я (Гуанчжоу) - эскадра смешанного состава (крейсер "Чжаохэ", канлодки, устаревшие миноноски серии "Лэй", транспорты).
Чэнь Шаокуань (1889-1969).
Клика Минь, возглавлявшаяся адмиралом Чэнь Шаокуанем, была в глухой оппозиции к Чан Кайши, поэтому Чан Кайши предпочел создать собственные ВМС, закупив в Англии и Германии торпедные катера фирм "Торникрофт" и "Люрсен", добавил к этим силам несколько транспортов и мелкосидящих канонерок для прохождения курсантами плавпрактики и выполнения учебных задач, и поставил во главе школы своего ставленника Оуян Гэ.
Оуян Гэ (1895-1940).
Чэнь Шаокуань тут же воспринял в штыки новое формирование и до 1935 г. "клика Минь" и "морское Вампу" негласно враждовали. Курсантам и офицерам Минно-Торпедной школы не разрешалось носить флотские знаки различия - потребовалось личное вмешательство Чан Кайши, чтобы "морское Вампу" стало считаться составной частью флота. Однако напряженности в отношениях между Оуян Гэ и Чэнь Шаокуанем это не сняло. Проблема была лишь загнана вглубь.
Канлодка "Миньцюань".
С рубежа 1930-х гг. началось строительство "нового флота" (сейчас темой активно занимается наш заслуженный исследователь С. В. Патянин), состоявшего из канонерок малого тоннажа (от 400 до 800 тонн), способных действовать на великих реках Китая и в прибрежных районах. Что интересно, реально оказать сопротивление какому-либо флоту эти корабли не могли - они имели слишком малое водоизмещение, бронирование отсутствовало, вооружение было слишком слабым. Однако они имели довольно сильное для первой половины 1930-х годов зенитное вооружение - несколько пулеметных установок, в т.ч. крупнокалиберных пулеметов.
Спойлер (раскрыть)
Для сравнения - японский легкий крейсер "Сэндай" (川内, введен в строй в 1924 г., в/и 5278 т.) имел всего 2*13,2 мм зенитных пулемета Гочкиса на тумбовых станках. А китайская канонерка Миньцюань (民权, введена в строй в 1930 г., в/и 429 т.)имела 1*76,2 мм. зенитное орудие, 1*20 мм. зенитный автомат "Эрликон" и 6 зенитных пулеметов винтовочного калибра.
Крейсер "Нинхай" на ходовых испытаниях.
В 1932 г. в строй был введен легкий крейсер "Нинхай", построенный в Японии по заказу правительства в Нанкине. Это был крейсер типа "Юбари", но в проект было внесено много изменений. В 1932-1937 гг. он был флагманом флота Китайской Республики. При в/и 2526 т. он имел усиленное по отношению к прототипу зенитное вооружение - 6 т.н. 8 см. орудий (реально - 76,2 мм), поставленных по "ромбовидной" схеме, и несколько 40 мм. зенитных орудий Vickers QF-2, 10 зенитных пулеметов. У прототипа - крейсера "Юбари" - всего 1*76,2 мм зенитное орудие и 2 пулемета винтовочного калибра.
Катер типа ""Торникрофт" 55-футовый" дивизиона "Ши Кэфа" Минно-Торпедной школы.
В 1936 г. был введен в строй легкий крейсер "Пинхай", построенный в Китае по образцу "Нинхай", но имевший ряд упрощений проекта. С лета 1937 г. "Пинхай" был флагманом флота КР. Зенитное вооружение - 3*8 см. орудий (реально - 76,2 мм), 4*57 мм. зенитных орудий, 4 зенитных пулемета.
Флот КР был небольшим, совершенно небоеспособным в глобальном смысле (представить даже 1-ю эскадру в морском бою с флотом, например, Японии, совершенно немыслимо), но изначально нес в себе довольно здравую идею противостояния ВВС потенциального противника. История показала, что решение это было вполне оправданным.
Бои за Шанхай в январе-марте 1932 г. показали, что ВВС НРА крайне слабы. На тот момент самые сильные региональные ВВС в Китае были у Чжан Сюэляна в Дунбэе, а также у двух группировок южных милитаристов, базировавшихся на приморскую юго-восточную провинцию Чжэцзян и горную Гуанси на западе. Фактически, Китай не смог оказать какого-либо сопротивления японцам в воздухе. Это привело к закономерным последствиям - Чан Кайши принял решение создавать ВВС центрального подчинения.
Истребитель Ba.27 ВВС НРА.
Спойлер (раскрыть)
Милитаристы из Гуанси имели долговременные контакты с итальянцами, закупая у них самолеты - например, Breda Ba.27. Решено было использовать эти наработки, хотя в Нанкинском правительстве было сильное проамериканское лобби, стремившееся разместить заказы на самолеты в США. В результате борьбы между двумя группировками в Нанкинском правительстве в 1932 г. Сун Цзывэнь, занимавший пост министра финансов, посетил Италию, где договорился о сотрудничестве в авиационной сфере. В марте 1933 г. группа итальянских специалистов отбыла в Китай, чтобы освидетельствовать возможности предполагаемого партнера. В результате было принято решение построить авиасборочный завод в Наньчане, провинция Цзянси. Там планировалось собирать поставляемые из Италии в разобранном виде самолеты, делать их ремонт, производить некоторые запчасти и авиационные боеприпасы - например, китайский вариант итальянской 250 кг. фугасной авиабомбы. Там же должен был разместиться учебный центр, где итальянские офицеры должны были обучать китайских курсантов.
Бомбардировщик Savoia Marchetti Sa.72 ВВС НРА.
В этот период были закуплены не только 11 истребителей Ba.27, но и 24 истребителя Fiat CR.32, а также 6 бомбардировщиков Savoia Marchetti S.72 (один прототип - Savoia Marchetti S.71 - был подарен Чан Кайши от имени правительства Италии в рекламных целях, для использования в качестве "президентского борта", что сыграло свою роль в развитии итало-китайского сотрудничества в сфере авиации).
Истребители Boeing 281 Peashooter после доставки в Китай. Опознавательные знаки ВВС НРА еще не нанесены.
Истребитель Boeing 281 Peashooter ВВС НРА в воздухе.
В то же самое время в стране усиливались и проамериканские настроения, что привело к достижению договоренностей о поставках из США многоцелевых истребителей Curtiss Hawk II & III, истребителей Boeing 281 Peashooter и т.п. Для сборки этих самолетов был создан завод CAMCO (中央飛機製造廠) около Центральной авиашколы в Цзяньцяо в пригороде крупного города Ханчжоу, провинция Чжэцзян.
Легкий бомбардировщик Northrop Gamma 2E ВВС НРА.
Вскоре выяснилось, что итальянские самолеты требуют серьезных инвестиций в производство специального топлива, что затрудняло эксплуатацию этих машин. Из 24 самолетов этого типа к маю 1936 г. на ходу оставалось всего 6 машин. А откровенно неудачная конструкция бомбардировщица Savoia Marchetti Sa.72 привела к резкому охлаждению отношений между Италией и Китаем. Несмотря на это, оснащенные итальянскими самолетами ВВС провинции Гуанси были переведены в подчинение Центрального правительства, хотя продолжали базироваться на своих прежних аэродромах.
Клэр Ли Шэннолт (1893-1958), послевоенная фотография.
К самому началу войны с Японией Китай вновь стал разворачиваться в области авиационного сотрудничества к США. В частности, в начале лета 1937 г. по приглашению Сун Мэйлин, супруги Чан Кайши, в Китай прибыл отставной офицер ВВС США Клэр Ли Шэннолт, первоначально бывший "при мадам Чан Кайши" и не занимавший никакого официального поста. Пребывая в окружении первой леди страны, Шэннолт обревизовал состояние ВВС НРА и пришел к следующему выводу:
По спискам в строю находится около 800 самолетов.
Из них пригодны к полетам 91 самолет разных типов.
Летчики, обучавшиеся в Наньчане под руководством итальянских инструкторов, не подготовлены к воздушному бою и имеют слабую штурманскую подготовку.
Истребитель Curtiss Hawk III ВВС НРА.
Интересно, что по данным японской разведки, к началу войны Китай имел гораздо больше шансов - по ее данным:
В строю находилось от 650 до 700 самолетов разных типов.
Из них пригодны к полетам до 220 самолетов разных типов.
Налицо 968 подготовленных экипажей
Сборочный цех CAMCO. На заднем плане - бомбардировщик Northrop Gamma 2E. Ок. 1936 г.
Управленческий персонал CAMCO в 1939 г. Второй слева в заднем ряду - Уильям Поули, организатор сборочного производства CAMCO.
Современный исследователь Квон Чи Ман указывает, что на начало войны ВВС НРА (без учета ВВС армии Чжан Сюэляна, практически переставшей существовать после Мукденского инцидента 1931 г.) имело следующий списочный состав:
Истребители:
• 96 шт. Curtiss Hawk II и III (8 эскадрилий)
• 8 шт. Fiat CR 32 (1 эскадрилья)
• 10 шт. Boeing 281 (1 эскадрилья) ИТОГО: 114 шт.
Генерал Чжоу Чжижоу, главком ВВС НРА. Послевоенная фотография.
Главкомом ВВС НРА являлся генерал Чжоу Чжижоу, для оперативного руководства было сформировано 9 авиационных групп, 5 временных эскадрилий и 1 временная инструкторская эскадрилья, в которую входили летчики из Центральной авиашколы в Цзяньцяо.
Сеть аэродромов была развернута на расстоянии от 100 до 250 км от Шанхая. Базировавшиеся на них самолеты имели задачу наносить удары по возможным местам высадки японских войск, кораблям, действующих в прибрежных районах и на Янцзы, а также оборонять позиции китайских войск у Шанхая и защищать небо Нанкина и свои авиабазы.
Японский стационер "Идзумо", ошвартованный у японского консульства в Шанхае. На заднем плане - шанхайский Бунд. Довоенное фото.
Значительную роль в освещении событий в Китае в 1930-х гг. имеют документы внешней политики разных стран мира. В частности, одним из наиболее информативных источников оказываются сборники документов внешней политики США (т.н. FRUS - Foreign Relations of United States).
Полная подборка материалов FRUS Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь. Для освещения истории японо-китайской войны следует выбирать тома за 1937-1945 гг. с пометкой "Дальний Восток" (Far East).
Файлы тяжелые, но они того стоят. Безусловно, это не все документы, т.к. многие публиковались с относительно небольшим разрывом по времени (скажем, данные за 1937-1938 гг. опубликованы в 1954-1955 гг.), поэтому не все было рассекречено к моменту публикации. Это надо учитывать при работе.
Если ВВС в Китае были «зачаты» еще ДО падения империи Цин, когда весной 1911 г. в Гуандун по приглашению Сунь Ятсена вернулся из США китайский пионер авиации Фэн Жу с аэропланом собственной конструкции для того, чтобы революционеры могли в борьбе против ненавистного режима использовать последние новинки техники, то с АБТВ по естественным причинам все случилось гораздо позже – первые танки появились в Китае более чем через 10 лет после свержения маньчжурской династии.
Фэн Жу с аэропланом собственной конструкции. Ок. 1911 г.
В 1924-1925 гг. Чжан Цзолинь приобрел во Франции под видом «сельскохозяйственных тракторов» танки Renault FT-17.
Спойлер (раскрыть)
Танки прибывали в Китай разными путями на иностранных кораблях, например, в ноябре 1925 г. в Нючжуан прибыло 4 машины. Общее количество приобретенных танков составляло, по некоторым данным, 36 единиц. По некоторым данным, танки прибывали без вооружения и вооружались уже на месте. Существуют фотографии, изображающие применение этих танков в боевых условиях, но об этих боях ничего достоверно не известно.
При «смене флага» в 1928 г. танки Renault FT-17 формально перешли к НРА, но оставались в местах прежней дислокации. В боях 1929 г. на КВЖД эти танки не участвовали. В 1931 г. эти танки по большей части были захвачены японцами в ходе Мукденского инцидента. Некоторые танки, предположительно, попали в НРА, где использовались в качестве учебных машин.
Захваченные японцами танки Renault FT-17 в Мукдене.
В 1929 г. Китай приобрел в Англии новейшую бронетехнику – 18 (по другим данным – 24) танкеток Carden Loyd Mk VI.
Спойлер (раскрыть)
Техника была приобретена весьма специфическим учреждением – полком командующего налоговой полиции Министерства Финансов, вооруженным формированием, созданным по инициативе Сун Цзывэня (宋子文, 1894-1971), министра финансов Китайской Республики. Танкетки были переданы для организации обучения в кавалерийский полк 1-й учебной дивизии НРА, затем из них был образована отдельная танковая рота. В мае 1929 г. первые 12 танкеток прибыли в Китай вместе с 6 грузовиками для их перевозки. Есть сведения, что машины из этой партии летом 1930 г. в ходе войны Центральных равнин приняли участие в боях на Лунхайской железной дороге, проходящей от провинции Цзянси до провинции Ганьсу, против местного милитариста Сунь Дяньина (孫殿英, 1887–1948), поддерживавшего Фэн Юйсяна и Янь Сишаня, и к июню 1930 г. 4 машины были уже потеряны в боях.
Машины прибыли без дополнительных запчастей, отсутствие надлежащего технического обслуживания быстро привели к износу матчасти. В результате в 1930 г. Чан Кайши особой телеграммой дал указание Сун Цзывэню обращать особое внимание на приобретение не только техники, но и запчастей и дополнительного вооружения.
Танки Renault FT-17 в НРА. Судя по британским каскам, это части одного из милитаристов западного Китая, провинция Хубэй.
В 1932 г. рота танкеток была передана в состав 2-го танкового батальона. В том же году губернатор Сычуани Лю Сян (劉湘, 1890–1938) попытался создать «Автобронетанковый корпус» в столице провинции, Чунцине, забронировав для этой цели 6 грузовиков GMC M31 и установив на них импровизированные башни с 37 мм орудиями.
Трактора Cletrac-30 (слева) и Cletrac-20 (справа).
Спойлер (раскрыть)
Переделка грузовиков в броневики происходила в Шанхае (видимо, на Цзяннаньском арсенале). Еще 5 эрзац-танков были построены на шасси сельскохозяйственных тракторов Cletrac 20 и вооружались пулеметами Lewis калибра 7,71 мм. Последний танк был собран на более тяжелом шасси — Cletrac 30 и вооружался 37-мм пушкой и пулеметом Lewis. Боевая ценность этих машин вызывает серьезные сомнения, а отсутствие подтверждающих фотографий и описаний боев с их участием дает повод предположить, что прожект так и остался на бумаге.
В 1932-1933 гг. доверенное лицо Чан Кайши, богатейший человек Китая, банкир Кун Сянси (孔祥熙, 1881–1967) посетил ряд стран Европы и США с поручением провести секретные переговоры на тему приобретения современных видов вооружения. Во время пребывания в Италии Кун Сянси собственным решением приобрел у итальянцев новейшие танкетки L3/33 в количестве 20 единиц. Техника была ввезена в Китай контрабандно и сразу отправлена в Наньчан, где итальянцы намеревались построить авиасборочный завод. Фактически, эта техника не была передана НРА, а находилась при итальянской миссии в Наньчане.
Танкетки CV-33 в составе НРА. 1938 г.
В 1932–1933 гг. власти провинции Гуандун провели переговоры с англичанами по вопросу приобретения плавающих танков Vickers Carden Loyd M1931.
Плавающие танки "Виккерс" в составе НРА.
Спойлер (раскрыть)
В начале 1933 г. 12 танков прибыли в Гуандун, по всей вероятности, без штатного вооружения, и были включены в состав 8-й армии НРА.
Амфибиями заинтересовались и в Нанкине. Контракт был заключен в начале 1934 г. Между 29 сентября и 13 ноября того же года в Нанкин прибыли 12 плавающих танков Vickers Carden Loyd и 12 пушечных танков Vickers Mark E Type B, в комплект поставки входили также 3200 снарядов к 47 мм пушке. Второй контракт на поставку дополнительных машин был подписан в середине 1934 г. В поставку входили 4 плавающих танка Vickers Carden Loyd и 4 пушечных танка Vickers Mark E Type B, а также запчасти. Танки прибыли в Китай партиями с 11 марта по 10 мая 1935 г. К концу года был подписан контракт на поставку командирских машин – 4 танков Vickers Mark E Type F с радиостанцией Markoni G2A, которые были поставлены к 21 октября 1936 г.
Танк "Виккерс шеститонный" из состава НРА.
По предложению немецкого военного советника Ганса фон Секта (Hans von Seeckt, 1866–1936) Чан Кайши объединил все поступившие танки во 2-й танковый батальон Транспортного корпуса, который состоял из трех танковых рот, взвода охраны, взвода разведки, взвода связи и ремонтной мастерской.
Ганс фон Сект.
Спойлер (раскрыть)
1-ая танковая рота под кодовым названием «Тигры» была разделена на взводы, оснащенные 20 танками «Виккерс шеститонный: одним командирским и четырьмя линейными танками типа E в каждом взводе. Командир роты и командиры взводов имели танки типа F.
2-ая танковая рота под кодовым названием «Драконы» имела ту же структуру, что и рота «Тигры» и была оснащена 16 плавающими танками Vickers Carden Loyd M1931 A4E12.
3-я танковая рота имела на вооружении танкетки Carden Loyd Mk VI. Эта техника была сильно изношена и находилась на грани списания.
Сюй Тинъяо.
В октябре 1935 г. Чан Кайши приказал объединить Военно-транспортную школу и Школу логистики, чтобы сформировать Транспортную школу сухопутных войск во главе с Сюй Тинъяо (徐庭瑤, 1892–1974).
Чтобы отладить систему обучения бронетанковых войск, танковый батальон 2-го полка транспортного корпуса был реорганизован в учебный, получив официальное название «Учебный танковый батальон Транспортной школы сухопутных войск».
Танкетки Carden Loyd Mk VI в Китае.
В этом же году в Англии было закуплено 23 трактора Medium Dragon Mark IV, используемых в качестве артиллерийских тягачей.
Артиллерийский тягач Medium Dragon Mark IV.
В марте 1936 г. милитаристы провинции Юньнань по собственной инициативе договорились с французами о продаже 12 единиц пулеметных танков Renault ZB, но по логистическим причинам их отправка до начала японо-китайской войны не состоялась, а затем на Францию стали давить японцы и первые 2 машины прибыли в Китай только в феврале 1940 г., еще 8 – в августе 1940 г. 2 машины были задержаны во французском Индокитае и судьба их не прослеживается.
Renauld ZB НРА во время боев в Бирме. 1943 г.
Спойлер (раскрыть)
Летом 1936 г. Чан Кайши реорганизовал учебный батальон, выделив в отдельную дисциплину подготовку механиков, во главе школы продолжал оставаться Сюй Тинъяо. С этого момента танковые войска стали отдельным родом НРА, для них были введены особые петличные знаки для офицеров (с серебряным фоном) и солдат (с белым фоном).
В августе того же года милитаристы из Юньнани договорились о дополнительных закупках 10 единиц пулеметных танков Renault UE, которые прибыли в Китай только в 1940 г., как и предыдущая модификация этого танка.
В 1935-1936 гг. Сюй Тинъяо совершил ряд поездок по разным странам мира с целью ознакомления с состоянием дел по механизации вооруженных сил и состояния бронетанковых войск. В рамках китайско-немецкого военного сотрудничества Сюй Тинъяо ознакомился и с бронетехникой Германии, уже в полной мере приступившей к собственному производству легких танков и бронетехники разного назначения.
Танки Pz IA на базе в Нанкине, захваченные японскими войсками. Конец 1937 г.
В 1936 г. из Германии были поставлены легкие танки Pz IA производства фирмы «Крупп», а также другие бронемашины.
Немецкий бронеавтомобиль в составе НРА.
Получив новую технику, Чан Кайши решил реорганизовать бронетанковые силы НРА на базе уже существующего учебного танкового батальона. Вновь поступившие танки были переданы 3-й танковой роте, а состоявшие на ее вооружении английские танкетки – выведены в резерв. Дальнейшая их судьба прослеживается слабо – минимум, одна танкетка была захвачена японцами в ходе боев за Шанхай и Нанкин, одна «полуторатонная танкетка», упоминаемая на балансе отделения механизации Транспортной школы сухопутных войск, предположительно, являлась одной из этих машин.
Ду Юймин.
В начале лета 1937 г. в городке Фаншань на окраине Нанкина был создан армейский бронетанковый корпус. Новое соединение возглавил генерал-майор Ду Юймин (杜聿明, 1904–1981), имевший под своим началом танковый батальон, батальон артиллерии ПТО, разведывательный батальон, а также отдельные части разного рода. На вооружении соединения стояли танки, бронеавтомобили, мотоциклы с колясками и без, а также автомобили.
1-я и 2-я танковые роты имели английские танки «Виккерс шеститонный» и плавающие, 3-я рота – танки Pz IA.
Вновь сформированное механизированное соединение Ду Юймина насчитывало всего 51 танк (из них 20 пушечных и 31 пулеметный) и порядка 18 танкеток, а также некоторое количество бронемашин разного назначения, преимущественно немецкого и английского производства. Машины поступили в Китай достаточно поздно – в 1935–1936 гг., и значительная часть машин (особенно немецкие Pz IA) не была достаточно освоена в войсках. Старые английские танкетки имели сильно выработанный моторесурс, а итальянские танкетки хранились в Наньчане, так и не поступив на вооружение армии до начала войны. Именно это обстоятельство сыграло свою роль в том, что в 1938 г. командование НРА использовало этот своеобразный НЗ для укомплектование 200-й механизированной дивизии, получившей советские танки Т-26.
Чан Кайши осматривает танкетку CV-33. На заднем плане - танк Т-26. Фото не ранее 1938 г.
Ремонтная база была слабой, большая часть запасных частей и агрегатов, включая двигатели, в Китае не производились, и получение их было весьма непростой задачей. Отработка взаимодействия пехоты и танков была эпизодической, большинство частей НРА вообще не имела никакого представления о танках.
Таким образом, к началу японо-китайской войны 1937–1945 гг. Китай фактически не располагал серьезными автобронетанковыми силами.
Вообще, глядя ретроспективно, по-хорошему 200-ю мехдивизию ни в коем случае нельзя было пытаться использовать как линейную танковую часть - атаки, контратаки, поддержка пехоты, штурм вражеских укрепузлов и всё подобное прочее. Тут надо было исходить из матчасти. Даже для такой специфической войны, как Японо-китайская, что такое 82 Т-26, со слабой рембазой и без постоянных подкреплений? Да почти что ничего, капля в море, гомеопатическая доза. По идее, единственная ниша для них - это маневренные засадные ПТ-САУ, кем они по факту к этому времени и являются. Стоило бы после достижения хорошего уровня выучки экипажей и подготовки минимальной хотя бы базы раскидать 200-ю МД отрядами по 10-12 машин по всему фронту на самые танкоопасные направления, и организовать из них противотанковую оборону. И вот в этой роли даже малочисленные и стремительно устаревающие в Европе Т-26 выглядят крайне интересно. Конечно, главная его особенность, и на фоне прототипа, и на фоне врагов - орудие. Лучшее танковое противотанковое орудие на ТВД минимум до 41-го, 45-мм танковая пушка 20-К крыла все японские орудия подобного класса как бык овцу, и гарантированно пробивала любой японской танк на любых реальных дистанциях боях. В идеале конечно недурно было бы брони надставить, хотя бы лоб корпуса и башни, миллиметров 10, ну да неважно, да и движок и без того слабоват. Так вот. Как мы помним, основные японские танки на тот момент - это средний Тип 89 с короткоствольным 57мм орудием (баллистика уровня миномёта), и малый чисто пулеметный Тип 94, по сути танкетка, который физически не способен уничтожить Т-26. Начинает потихоньку идти в войска Ха-Го, наиболее для 26-го опасный, но их ещё мало, к тому же по вооруженности он тоже полностью уступает 26-му. Более того, Т-26 имеет над японскими танками также превосходство по приборам наблюдения и связи (оптике и радиостанциям, часть машин отправленных в Китай - были радийными), что опять, резко увеличивает его эффективность в качестве подвижной противотанковой обороны. И вот при таких раскладах японских танкистов могли ждать оочень интересные сюрпризы, а у китайцев скорее всего довольно быстро завелись бы свои Орлики, Колобановы и Виттманы... Да и сами танки прослужили бы дольше и эффективнее.
Но это так, мысли вслух из разряда альтернативки. Хотя всё это было довольно очевидно и тогда, для тех кто подобными вопросами задавался.